Тайны начдива
В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения знаменитого начдива. Но если еще лет десять назад "круглым" вехам из жизни Чапаева посвящались многочисленные статьи и репортажи, то на этот раз подобная дата осталась практически незамеченной.
История переоценивается, и многие участники гражданской находятся в невидимой "опале". Но как бы ни истолковывались события тех лет, имя Чапаева до сих пор популярно в памяти народной. И не только после модного творения В.Пелевина "Чапаев и пустота". Посудите сами: практически в каждом городе (Минусинск - не исключение) есть улица Чапаева. А еще Василий Иванович - один из самых популярных персонажей анекдотов. Часто они совершенно оторваны от исторического контекста: нет там ни "белых" и "красных", ни верных соратников - Анки и Петьки... Откровенно говоря, их героями мог стать кто угодно - хоть Вовочка, хоть Чебурашка. Но почему-то стал именно Чапаев.
С тем, что он был незаурядной личностью, наверное, никто спорить не будет. Но до сих пор не раскрыты многие загадки его биографии, в том числе и связанные с Сибирью. О них, а также о спорности некоторых стереотипов и пойдет сегодня речь.
Без шашки и коня
Энциклопедический словарь изъясняется о делах Чапаева предельно лаконично: "... с 1918 года командовал отрядом, бригадой и 25-й стрелковой дивизией, сыгравшей значительную роль в разгроме войск Колчака летом 1919 года".
За этими словами наше воображение, конечно, рисует героического Чапая с обязательной шашкой наголо и на лихом коне. До недавнего времени этот романтический образ, навеянный старым фильмом и книгами Фурманова, не вызывал у меня сомнений. Пока я случайно не наткнулась на исследование кандидата филологических наук В.Владимирова, который, опираясь на документальные источники, попытался доказать, что этот образ не совсем соответствует действительности:
"Киношедевр братьев Васильевых, вопреки правде, укреплял народного героя в стременах и кавалерийском седле. Лента снималась в зловещем 1933-м. Тогда уже было ясно, что Сталину надо было успешно закалять души подданных красной империи... Настоящий же Чапаев, еще не ставший героем анекдотов, остался лишь в памяти своей семьи да бойцов 25-й стрелковой (НЕ КАВАЛЕРИЙСКОЙ) дивизии... Да, уроженец чувашской глубинки, мордвин Чапаев лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив всегда предпочитал автомобиль... Сначала у Чапаева был отобранный у некоего буржуйчика слабосильный, но зато ярко-красный американский "Стевер". Потом раскололи подручных Колчака на мощный "Паккард". Но он был неудобен для степных дорог, и Василий Иванович остановил свой выбор на выносливом "Форде-Т", выжимавшем до 150 км в час... Люди из немалочисленного автоотряда его дивизии были асами... Он использовал свой авторитет, чтобы оснастить вверенные ему войска вовсе не лошадьми и тачанками, а самым лучшим по той поре вооружением, вплоть до химического... Особо опекал Чапаев 17-й бронеотряд своей стрелковой дивизии, чья матчасть внушала уважение одним лишь видом 10-тонного сухопутного броненосца "Гасфорд", мощных "Остинов", а также броневиков питерской выделки... Были у начдива и боевые аэропланы с хорошо обученными красвоенлетами"...
Теперь немного дополню боевых достижениях начдива. На сайте музея В.И.Чапаева (филиал Чувашского национального музея) имеется такая информация. В 1908 году Василий Иванович был призван в армию. Он участвовал в первой мировой войне с января 1915 по сентябрь 1916 года, воевал в Галиции, Волыни и Буковине. Был трижды ранен. Вырос по службе от рядового до фельдфебеля. За мужество и смелость, проявленные в боях, был награжден четырьмя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью четвертой степени.
Кстати, своей славы полководца Чапаев достиг в рекордно короткие сроки, что еще раз подтверждает его военный талант. С марта 1918 года, когда он сформировал первый революционный полк, до последнего сражения у станицы Лбищенской в сентябре 1919 года прошло всего полтора года! А в последнем бою ему было всего тридцать два...
"Живуч, как Ермак"
Согласно общеизвестным данным, родился легендарный начдив в деревне Будайке Чебоксарского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Но существуют и другие, порой самые невероятные, версии. Например, такая: "Чапаев - сын артиста-цыгана и дочери казанского губернатора, фамилии которого не помню. Когда девушка, губернаторская дочь, забеременела, цыган бросил ее и скрылся бесследно... При родах губернаторская дочка умерла. Ее матушка, не пожелав воспитывать "незаконного" внука, отдала его на воспитание брату своего кучера. Этот воспитатель покойного Чапаева, глубокий седой старик, вместе со своей старухой живут и до сих пор в селе Вязовка Пугачевского уезда..." (Из биографии В.И.Чапаева, написанной Д.Фурмановым 7 октября 1919 года.)
По общепринятой версии, в конце 1890-х годов семья Чапаевых переехала в г.Балаково Самарской губернии. Здесь Василий Иванович закончил 2 класса церковноприходской школы, затем, овладев специальностью плотника, работал по найму вместе с отцом Иваном Степановичем и братьями. Кстати, один случай из его плотницкой практики лег в основу будущих легенд о "бессмертии" Чапаева (бойцы верили, что их командира "ни штык, ни пуля не берут"). Вместе с бригадой своего отца Василий Иванович строил в юности церковь в селе Вязовке-Клинцовке. Когда он устанавливал крест на самом высоком куполе, то нога поскользнулась, и он скатился на землю. Но остался невредим. С тех пор окружащие говорили о Василии: "Заколдован. И живуч, как Ермак".
Но этот "ореол" родившегося "в рубашке", как мы знаем, не спас его от гибели. Кстати, и она вызывает у историков много вопросов. Так, недавно его правнучка Евгения Чапаева сообщила в интервью "Российской газете" (8 февраля 2002 года), что Василий Иванович не утонул, как мы привыкли думать. Дата его гибели давно известна - 5 сентября 1919 года. Но о том, что произошло в этот день, родственники Василия Ивановича узнали только в пятидесятых годах из письма, которое пришло из Венгрии. По нему Евгения попыталась восстановить картину гибели прадеда: "Он был ранен в живот, его положили на наспех сколоченный плот, сделанный из половинки ворот. Два венгра (а в Чапаевской дивизии воевало много интернационалистов - венгров, чехов, сербов...) помогали ему переправиться через Урал. Когда доплыли до берега, оказалось, что начдив умер от потери крови. Венгры закопали тело руками прямо на берегу в песке, чтобы враги не нашли и не надругались над погибшим. Других свидетелей смерти Василия Ивановича не оказалось."
Племянницы из... Сибири?
Если честно, то заинтересоваться биографией начдива меня заставило вот что. Примерно в конце восьмидесятых по центральному телевидению прошел сюжет о том, что родственники Чапаева живут в Малой Минусе. Много лет спустя я нашла в газете "Искра Ильича" от 6 февраля 1990 года заметку В.Володиной, рассказывающую об этой семье.
Поэтому я решила отправиться в Малую Минусу. Руководитель клуба "Краевед" Н.Г.Чалдушкина показала мне искомый дом и познакомила с его хозяйкой Анастасией Михайловной Лемясевой. Позже мне удалось пообщаться с ее старшей сестрой - Екатериной Михайловной Лемясевой, которая живет в Минусинске.
По их словам, они с детства знали о том, что являются племянницами Василия Ивановича. Их мама, Варвара Ивановна, была его родной сестрой. Вместе со своей матерью Матреной Чапаевой и другими родными они переехали в Сибирь в первой четверти двадцатого века. Сестры родились уже в Сибири и, соответственно, своего знаменитого дядю никогда не видели. Кстати, детей у Варвары Ивановны было девять, но дожили до наших дней только Екатерина Михайловна и Анастасия Михайловна. Какого-либо культа Чапаева или даже книг о нем в семьях сестер нет, лишь бережно хранятся выжженные на дереве его портреты, подаренные пионерами-следопытами из СШ № 9 г.Минусинска в 1990 году.
Сестры рассказали, что их бабушка Матрена (мама Василия Ивановича) осталась вдовой. Переехав в Сибирь, она и пятеро ее детей вначале поселились в деревне Николаевка Курагинского района. Чуть позже переехали в Березовку этого же района. Часть семьи в тридцатых годах приехала в Малую Минусу, потом отправилась в г.Чадан (Тува), но в восьмидесятых вернулась обратно.
Матрена Чапаева в основном жила в селе с Анной Ивановной, другой сестрой В.И.Чапаева. По воспоминаниям сестер Лемясевых, их бабушка была "маленькая, как Дюймовочка, очень работящая, умела по дому абсолютно все - от огородничества до рукоделия".
Когда появился фильм "Чапаев", многие уговаривали Матрену Чапаеву и ее дочь Варвару его посмотреть. Но они отказались, так как были верующими людьми и считали, что "там бесы". Варвара Ивановна, неграмотная женщина, часто клала под подушку книгу Фурманова "Чапаев" с изображение начдива на обложке, разговаривала с рисунком и не понимала, почему он не отвечает. А еще, глядя на него, приговаривала: "Как на Васеньку похож"... Варвара Ивановна умерла в 1975 году в возрасте 98 лет. А ее дочерям очень хочется найти и повидать родственников Чапаева.
Р.S: Такая вот невероятная история. С одной стороны, не все совпадает в рассказе сестер Лемясевых с "общеизвестной" биографией начдива. Например, по данным музея Чапаева маму комдива звали Екатерина, а не Матрена. А с другой, столько "общеизвестного" порой оказывается многолетним заблуждением. В любом случае установить истину можно, только связавшись с родственниками начдива и добыв документальные подтверждения или опровержения - то есть проведя тщательное исследование.
Поэтому мы решили направить несколько запросов по разным адресам, где нам смогут помочь: в администрацию поселка Березовка Курагинского района (где похоронена Матрена Чапаева), в музей Чапаева и правнучке комдива - Евгении Чапаевой, которая посвятила свою жизнь исследованию биографии Василия Ивановича. Пока не знаем, к чему приведут эти поиски, но как только поступит новая информация и появится какая-то определенность, обещаем вернуться к этой теме.
Т.ЗЫКОВА. Фото автора. На фото А.М.Лемясева.
|